ИСТОРИЯ СНЕГОХОДОСТРОЕНИЯ В РЫБИНСКЕ

Мастера на все руки

В девяностых годах с падением «железного занавеса» и перестройкой необходимость в вооружении резко снизилась, и оборонные предприятия перешли на выпуск гражданской продукции. Изучив рынок, рыбинские моторостроители решили производить технику для нужд промышленности и сельского хозяйства.

На волне перемен в 1992-м был разработан и изготовлен «БУРАН», оснащённый компактной буровой установкой с автономным двигателем.

В 1994-м году на Московской международной выставке рыбинцы подсмотрели прототип «железного коня», и решили, что смогут сделать лучше. Помогли старые связи: ВНИИ транспортного машиностроения и ВНИИ лесного хозяйства помогли решить организационные вопросы. Заказчиком машины выступил Рослесхоз. Первого МУЛа (Машину универсальную лесную) собрали и отправили лесникам Ленинградской области в 1994 году.

Машина получилась хорошая: при весе 450 кг имела тяговое усилие до четырёх тонн, могла перевозить шестиметровые брёвна и затаскивать их с земли при помощи лебёдки. Универсальный МУЛ годился для бурения и для подачи воды при лесном пожаре, мог вывозить стволы деревьев из мест, куда тяжёлая техника заехать не могла. Однако тогдашнему директору не понравился внешний вид машины, и это стало приговором для разработки.

В девяностых годах – «смутное время» в новой истории России – производство «БУРАНА» тоже не было беспроблемным. Хотя снегоходный рынок России всё ещё был далек от насыщения, количество выпускаемых машин сократилось до уровня семидесятых. В 1999 году с конвейера сошло всего 5 000 машин.

В конце тысячелетия базовой моделью предприятия стал двухгусеничный «БУРАН С-640». Он выпускался в трёх модификациях. Также выпускались «БУРАН-М» и «БУРАН-МД» с более современным дизайном, мощным двигателем и совершенной подвеской лыж.