В 2025 году рынок снегоходной и квадроциклетной техники продолжил динамичное развитие, сохранив тенденции последних лет, прежде всего, по увеличению предложения — как с точки зрения модельного ряда, так и с позиций появления новых производителей. 2024-й год стал пиковым по объему продаж, после чего рынок стал меняться. О том, что сейчас происходит на рынке мототехники, какое место в нем занимает «Русская механика», какие задачи стоят перед рыбинским предприятием рассказал генеральный директор РМ Леонид Можейко.
Переломный момент и новые вызовы
Восемь месяцев текущего года подтверждают: рынок достиг пика. К концу 2024-го года основные производители сформировали большие товарные запасы, и конечный потребитель начал снижать обороты. Динамика продаж стала снижаться, причем это касается не только «Русской механики», но и всего рынка, включая даже известные мировые бренды, чьи продажи на некоторых территориях прекратились вовсе.
Высокая ключевая ставка и трудности с получением кредитов, безусловно, снизили объемы продаж техники в кредит. Одновременно те, у кого есть сбережения, стали размещать их в банках. Потребители стали более осторожны: предложение велико, дефицита нет, что в теории создает предпосылки для снижения цен. Люди следят за инфляцией и курсом валют, поэтому демонстрируют вполне рациональное поведение: принимают решение отложить покупку и сохранить свои средства.
Мы ожидали эту ситуацию и заранее пересмотрели наш бизнес-план на текущий год. Основной вопрос был — насколько существенным будет снижение. По нашим оценкам, емкость рынка квадроциклов и снегоходов в 2025 году по сравнению с 2024-м снизится примерно на 20%. Судя по информации от коллег и партнеров, рынок в целом пришел к схожим прогнозам.
В условиях такой динамики все участники рынка подготовились к конкурентной борьбе. Мы видим множество новых моделей от китайских производителей, представленных на выставках. Появились и успешные партнерские союзы между китайскими компаниями и отечественными дистрибьюторами, включая разработку совместных моделей снегоходов. Эти проекты сочетают производственные возможности Китая с опытом российских специалистов в эксплуатации и разработке снегоходной техники. На мой взгляд, рынок только выигрывает от таких коллабораций. Появляются новые предложения и возможности, а конкуренция стимулирует всех производителей к совершенствованию техники и разработке новых моделей.
Укрепление позиций и стратегия развития
По результатам первого полугодия 2025 года наше конкурентное положение на рынке снегоходов остается стабильным, занимая около 50% доли рынка. Это надежный показатель, который обеспечивает нам финансовую устойчивость и ресурсы для развития. В сегменте квадроциклов наша доля остается скромной — около 7%. Несмотря на амбициозные цели, поставленные несколько лет назад, ситуация не изменилась. Основная причина — высокая конкуренция со стороны производителей, предлагающих широкий спектр моделей, ориентированных на различные потребительские запросы. Яркий пример — компания AODES, которая за два года представила около 10 моделей квадроциклов различных модификаций, добившись значительного успеха.
Мы делаем ставку на бóльшую специализацию. Вместо одной универсальной машины, подходящей для всего, разрабатываем технику для конкретных задач, чтобы максимально соответствовать потребностям каждого клиента. Два года назад сделали смелый шаг в сторону разработки спортивных моделей. Сегодня у нас есть отличная гоночная платформа, характеристики которой не уступают мировым лидерам. Эта машина, успешно показавшая себя в престижных соревнованиях, интересна не только профессиональным гонщикам, но и всем, кто ассоциирует квадроциклы со спортом, скоростью и яркими впечатлениями. В классе кросс-кантри мы готовим спортивную модель, которую первые покупатели смогут оценить уже в следующем году.
Другое направление — утилитарная техника, представленная новой машиной 6х6 с грузовой платформой. Она ориентирована на хозяйственную деятельность, рекреационные парки, спортивные трассы, а также фермерские хозяйства. Благодаря высокой грузоподъемности, маневренности и проходимости, эта платформа удобна для установки комплектов пожаротушения, спасательных и медицинских модулей.
В сегменте активного отдыха подготовлен технический задел «грязевой» версии — для любителей преодолевать болотистые участки и водные преграды.
Новые горизонты в эпоху перемен
Какова наша текущая стратегия на фоне циклического спада в экономике и перенасыщенности рынка снегоходной и квадроциклетной техники? Мы принимаем конкуренцию не как тормоз или препятствие, а как стимул для поиска новаторских решений, как вызов для будущего развития. Развитие партнерств, обновление продуктовой линейки, фокус на нишевые сегменты, активное тестирование нашей техники в наиболее суровых условиях — все это способствует укреплению наших позиций.
«Русская механика» не просто адаптируется к рыночным условиям, но и использует их для усиления своих конкурентных преимуществ, что обеспечивает прочную основу для будущего роста.