Международное ралли «Шелковый путь» прошло половину сложнейших этапов. Для команд и пилотов это ежедневная беспощадная проверка техники на прочность и столкновение с предельными нагрузками. «Русская механика» пристально следит за ходом соревнований: команду РМ СПОРТ представляют пилоты Алексей Зверев и Дмитрий Калинин. На трассе — два уникальных квадроцикла РМ: совершенно новый экспериментальный гоночный аппарат и уже зарекомендовавший себя РМ 800 Т серии «Шелковый путь».
Зачем предприятию участвовать в экстремальной гонке? Почему пилоты — испытатели? И на какой результат рассчитывают производители? На эти темы рассуждает генеральный директор РМ Леонид Можейко.
Парадокс гоночной техники
Что такое раллийный квадроцикл? Это парадокс на колёсах. Сплав скорости, выносливости, прочности, легкости, надежности и максимальной ремонтопригодности — выведенный на предельный уровень для экстремальных условий. Потому гоночная техника — всегда штучный экземпляр. В чем подход «Русской Механики»? В отличие от многих команд, строящих уникальные прототипы, не связанные с серийной техникой, у нас иной путь.
Для нас «Шелковый путь» — это полигон, а не просто гонка. Это суровый и честный тест для нашей техники и инженерных решений. Если наши машины способны пройти такое испытание, это открывает новые горизонты для всей серийной продукции. За десять дней ралли мы получаем бесценные данные о наших конструкторских решениях — информацию, которую невозможно собрать за месяцы полигонных или стендовых испытаний. Это производство, проверенное экстремальной практикой.
Цифра VS реальность
В разработке новой техники мы активно используем цифровое моделирование — сложные электронные симуляции, предсказывающие поведение машины без физических прототипов. Однако даже самые совершенные модели всегда проигрывают реальности. Цифра не может учесть всех нюансов и бесконечного числа вариаций взаимодействия техники с реальной средой: она всегда слишком схематична, слишком идеальна.
Именно поэтому «Шелковый путь» для нас — бесценная «разведка боем». Ралли позволяет собрать невероятный пласт информации в реальном времени, в невоспроизводимых на полигонах условиях. Это практика, которая обогащает и корректирует любую теорию.
Ралли: объективность или экстрим?
Возникает вопрос: можно ли тогда однозначно доверять результатам гонки? Скорее, нет. Важно понимать, что раллийная машина — это не просто усиленная версия серийной, а высокоспециализированный спортивный снаряд, который работает в режимах, далеких от любой повседневной эксплуатации, даже от самого экстремального туризма. В условиях ралли поломки и аварии — это норма, часть спортивного процесса, а не досадное исключение. Именно поэтому каждый экипаж везет с собой внушительный арсенал запчастей, инструментов и, конечно, команду опытнейших механиков. Это не тест на «нормальную» надежность, а предельное испытание прочности и выносливости, которое выявляет критические точки и потенциальные уязвимости в самых невероятных ситуациях.
Когда победы и поражения — лишь начало
На «Шелковом пути» были этапы, например, четвертый и пятый, где досадные поломки не позволили показать ожидаемое время. Но именно эти «промахи» — это не поражение, а ценнейшие маркеры для дальнейшей работы. Они дают четкое представление о том, что необходимо изменить. Теперь, например, очевидно: нужен не только административный руководитель, но и специалист по техническому сопровождению, способный обеспечить глубокий анализ движения машин в режиме реального времени. Нам нужна точная картина: как квадроциклы преодолевают препятствия, как работает двигатель в каждый момент, где и при каких обстоятельствах произошла поломка, как влияет пробег. Обладая этой информацией, мы сможем гораздо точнее выстроить план подготовки к следующим вызовам.
Больше, чем гонка
Мы внимательно следим за ралли, понимая: это не просто о цифрах финишного времени. Конечно, хотим видеть наших пилотов на высоких позициях. Но сам финиш в столь экстремальной гонке — уже достойный, вдохновляющий результат колоссальной командной работы. Мы болеем, поддерживаем и, главное, непрерывно работаем с бесценной информацией с каждого этапа.
Эта гонка для нас — соревнование с собой, преодоление собственных пределов творчества. Инженерная мысль — чистейшее творчество. Мы получаем не просто ответы, но и новые вопросы, размышляя о ранее неизвестном. Именно поэтому «Шелковый путь» — настоящий интенсив для наших конструкторов и инженеров. Мы готовы к этим вызовам и продолжаем двигаться только вперед!