НОВОСТИ РМ

Как «Русская механика» ведет борьбу за кадры

27 Июня 2025

Среди промышленных предприятий Рыбинска конкуренция за кадры сегодня очень высока. Заводам нужны квалифицированные рабочие, инженеры, дизайнеры, маркетологи. Успешным опытом по привлечению в свои ряды молодежи делится компания «Русская механика»

«Русская механика» ведет борьбу за кадры

Дальше — больше

«Русская механика» признана Минпромторгом крупнейшим в России производителем внедорожной техники: снегоходов и квадроциклов. В зимней тематике доля компании достигает 55% российского рынка, в летней — 10%. Стратегию развития бизнеса на предприятии связывают с его масштабированием. Планы по-хорошему амбициозные — завоевать четверть от всего отечественного рынка.

— Чтобы осуществить задуманное, компания реализует инвестиционные проекты, обновляет оборудование, осваивает новые площадки, разрабатывает новые модели техники. Компания внедряет передовые технологии, включая цифровизацию производства. И одним из ключевых факторов успеха остаются люди. Грамотные, квалифицированные специалисты, — убеждена Анастасия Довгобородчик, директор по персоналу АО «РМ».

Но где их взять, как привлечь? Борьбу за кадры работодатели Рыбинска ведут в условиях жесткой конкуренции. Чтобы закрыть вакансии, «Русская механика» стремится сформулировать максимально интересные предложения для потенциальных работников, в особенности для выпускников вузов и колледжей. А профориентационную работу начинает уже со школы.

— Заинтересовать ребят работой в нашей компании стремимся с самого детства, — продолжает Анастасия. — Ежегодно мы принимаем у себя на производстве более двухсот школьников. Не только из Рыбинска. Мы приглашаем ребят из Брейтовского, Некоузского, Ярославского, Даниловского округов, в том числе воспитанников детских домов. Для детей работников «РМ» проводим День открытых дверей — с экскурсиями, мастер-классами, конкурсами. Особенно нравится ребятам школа юного квадроциклиста, где с техникой их знакомят наши гонщики из команды «РМ-спорт».

С 2022 года с цехами «РМ» и центром разработки компании познакомились более 800 школьников и студентов.

Компания заинтересована в привлечении ребят из вузов и колледжей для прохождения практики: производственной, конструкторской, технологической и преддипломной. Направлений стажировок несколько: проектирование, опытное производство, серийное и даже работа в Центре сертификации и испытаний. В прошлом году практику на предприятии прошли 32 человека из девяти учебных заведений. До конца этого года «РМ» планирует принять почти вдвое больше студентов из вузов и колледжей из разных регионов России.

— Сейчас к нам на практику хотят попасть больше ребят, чем мы можем принять, — отмечает директор по персоналу.

«Русская механика» ведет борьбу за кадры

Разрушая стереотипы

Как у компании полного цикла, которая занимается разработкой, производством и послепродажным обслуживанием техники, у «Русской механики» есть особое преимущество. На предприятии более 90 профессий, начиная от рабочих специальностей до инженера-конструктора, инженера-технолога, испытателя техники, узлов и агрегатов, дизайнера, специалистов в области производственного менеджмента. Молодежи действительно есть из чего выбрать.

Если говорить о привлечении производственных кадров, то здесь «РМ» делает ставку на местных специалистов — выпускников рыбинских колледжей: промышленно-экономического и профессионально-педагогического. Предприятие активно налаживает связи с ССУЗами, где учат рабочим специальностям: слесарей механосборочных работ, сварщиков, электромонтеров, операторов станков с ПУ.

— Руководство рыбинских колледжей заинтересовано в том, чтобы студенты получили практикоориентированное образование. В ходе практики происходит общее знакомство ребят с предприятием, а дальше — стажировка на рабочем месте. Часть студентов после практики остаются у нас работать — как правило, в тех же цехах. По итогам практики прошлого года были трудоустроены четверо выпускников РПЭК, — продолжает Анастасия Довгобородчик.

Что привлекает молодых специалистов на «РМ»?

— Прежде всего, это новое, современное оборудование. Чистота и тепло в цехе, безопасное рабочее место, комфортные условия труда и отдыха. Индивидуальный шкафчик, уютная комната приема пищи — для нашей компании это норма, — отвечает Анастасия.

Прохождение практики на РМ позволяет студентам ССУЗов и ВУЗов не только приобрести практические навыки по специальности, но и получить материальное вознаграждение за свою работу.

— Студенты колледжей при трудоустройстве получают стартовый пакет — вознаграждение от 30 тысяч рублей. Если начальник цеха видит, что практиканты стараются, выполняют плановое задание, он может повысить выплату до уровня штатного работника, — говорит директор по персоналу.

Прохождение стажировки студентами курируют наставники, среди которых много молодых мастеров и бригадиров.

— Средний возраст сотрудников нашего сборочного цеха — 35 лет. Студенты попадают в молодежную, открытую и дружелюбную среду, — отмечает руководитель.

«Русская механика» ведет борьбу за кадры

Драйв для зумеров

С инженерными профессиями ситуация иная. Рассчитывать только на местную молодую смену не получится.

«Русская механика» решила шагнуть за пределы Ярославской области и сформировала свое «студенческое» предложение для Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. Компания предлагает целевое обучение (в том числе в магистратуре и аспирантуре), различные программы поддержки: от стипендии до вознаграждения при трудоустройстве; жилье для иногородних студентов на период практики и компенсацию затрат на съемную квартиру при трудоустройстве.

— Наш профиль — наземные транспортные машины. В течение нескольких лет «Русская механика» выстраивает взаимодействие с профильными вузами из других регионов. Среди образовательных партнеров рыбинского завода — МГТУ имени Баумана, СПбПУ имени Петра Великого, НГТУ имени Алексеева, Московский политехнический университет, Уфимский университет науки и технологий, Ярославский государственный технический университет и РГАТУ им. Соловьева и другие политехнические вузы, — рассказывает Анастасия Довгобородчик.

По ее наблюдениям, иногородние студенты охотно выбирают Рыбинск не только для прохождения практики, но и для дальнейшего трудоустройства. На рынке труда это набирающий силу тренд.

— Исследования предпочтений молодежи показывают: многие выпускники выбирают компанию для трудоустройства не по локальному принципу «где родился, там и пригодился», а руководствуясь интересом, — поясняет директор по персоналу.

Вызывать интерес у зумеров может и сам продукт, который производит компания, и профессиональные вызовы, задачи, которые ставит перед молодым специалистом работодатель. Ребята с амбициями готовы на край света ехать ради интересных проектов и возможности профессионально реализоваться.

— Мы можем дать и то, и другое. Наш продукт — внедорожная техника. Он уникальный, современный, молодежный, драйвовый. Квадроциклы, снегоходы ассоциируются с активной жизненной позицией, с расширением кругозора, открытием новых мест, со спортом. И мы предлагаем действительно интересную работу, — заявляет директор по персоналу.

«Русская механика» ведет борьбу за кадры

Реальные задачи

На «РМ» студенты вузов проходят конструкторско-технологическую и преддипломную практику.

В зависимости от направления обучения будущие инженеры распределяются в отдел главного технолога или в службу главного конструктора, где под руководством опытных наставников включаются в проекты служб.

— Ребята знакомятся с предприятием, его производственной системой, модельным рядом компании и выпускаемой продукцией, получают собственное рабочее место и участвуют в решении конкретных задач под руководством опытных наставников. По окончании практики с каждым студентом проводятся встречи для получения обратной связи и обсуждения планов: дальнейшего сотрудничества, целевого обучения, совместных проектов и трудоустройства, — говорит Анастасия Довгобородчик.

На «Русской механике» возможен гибридный вариант трудоустройства в период обучения — на некоторых проектах студент может работать на удаленке, находясь в любой точке России.

Есть и совершенно не стандартные задачи, в решении которых предлагают поучаствовать начинающим инженерам.

— Во время практики у студентов есть возможность познакомиться с работой Центра сертификации и испытаний. Это единственный центр в России по испытаниям техники нашего формата. Ребята вместе с испытателями проводят стендовые и ходовые испытания, участвуют в дефектовке машин, проводят сборочные работы. Такой вид практики получает самый высокий балл, когда мы собираем обратную связь, — рассказывает руководитель.

«Русская механика» ведет борьбу за кадры

Свой в коллективе

Всю практику студента сопровождает наставник. Это не случайный человек, к которому новичка «приставили в нагрузку». Его задача — не просто осуществить трансфер умений, но и помочь ребятам влиться в коллектив.

— Наши наставники очень вовлеченные, стараются дать ребятам максимум знаний. Прежде чем прийти к студентам, сотрудники предприятия проходят обучение в Школе наставников. С каждым студентом они составляют индивидуальный план, стремятся ответить на все вопросы.

Чтобы студенты могли быстрее влиться в жизнь предприятия, на «Русской механике» пришли к тому, чтобы предоставлять им полноценное рабочее место.

— Когда ты сидишь на табуретке и смотришь за чужой работой, это неэффективно. Совсем другое дело, когда у будущего инженера свой стол, компьютер, софт, четко поставленная задача и заинтересованный наставник, — считает Довгобородчик. — Студенты это ценят, и мы это видим. Ребята из Нижнего Новгорода остаются на предприятии вечерами, настолько работа их увлекает.

Эффект от подобной организации практики кадровики замечают уже сейчас. В прошлом году работать в компанию пришли пять инженеров из пятнадцати, проходивших стажировку на «РМ». Это перспективные молодые специалисты из Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга.

Наука и жизнь

Вузы являются не только образовательными партнерами предприятия. Это партнеры высшей технической школы, вместе с которыми компания реализует проекты опытно-конструкторских работ. Ученые делятся с заводчанами теми компетенциями, в которых они особенно сильны.

С 2020 года «РМ» активно сотрудничает с МГТУ имени Баумана по разработке шестиколесного мотовездехода «Термит». Этот снегоболотоход адаптирован к экстремальным условиям бездорожья. Проект объединил теоретические знания студентов и практический опыт инженеров предприятия. «Бауманцы» работают над оптимизацией конструкции узлов техники, создают цифровые модели для тестирования прочности и анализа производственных процессов. И главное — решения, предложенные молодежью, уже реализованы в «железе» на таких машинах, как РМ 800Т и Фронтьер 1000.

В Санкт-Петербургском политехе им. Петра Великого очень сильны в компьютерном инжиниринге. С ними РМ развивает другие направления: цифровое моделирование, цифровые испытания, цифровые двойники. С уфимским вузом «РМ» сотрудничает по двигателям, интересные идеи связаны с электромоторами. Московский политех готовит лекции по темам, в которых заводчане хотят продвинуться. Например, по теории движения транспортных средств.

В 2025 году компания наладила связь с НГТУ имени Алексеева, с их Научно-практической школой транспортного снеговедения. Нижегородцы выступают стратегическим партнером «РМ» по вопросу снегоходостроения, так как именно в этом университете почти сто лет работают профильная кафедра и лаборатория по снеговедению и движению по снегу колесных и гусеничных машин.

И, конечно, «Русская механика» входит в круг индустриальных партнеров передовой инженерной школы «Технологии двигателестроения», созданной в Рыбинске.

Карьера в гору

Быть профессионалом сегодня — значит, постоянно совершенствоваться, учиться, постигать новое. Один из распространенных запросов у молодежи — это возможность профессионального и карьерного роста. Интересуют зумеров и предложения для личностного развития: интеллектуального, творческого, спортивного.

— Мы заинтересованы в развитии культуры знаний, инноваций, повышению квалификации работников мы уделяем пристальное внимание, — говорит руководитель. — Чтобы вырастить сильного инженера, нужно учитывать его запрос. Вот почему молодых сотрудников мы ведем индивидуально. У каждого из них свои потребности. Кто-то хочет расти как локальный лидер — ему поручают лидерские задачи. Другому ближе путь эксперта в определенной теме — компания приветствует дальнейшее обучение. А бывает, что молодежь сама не знает, на что можно претендовать и в чем раскрыться. Мы помогаем найти сильные стороны.

Вообще на «РМ» учатся все. Ежегодно различные курсы проходят до 30% персонала. В основе обучения — индивидуальный профессиональный трек. Например, для инженеров предусматривается обучение по цифровому программированию, программе SolidWorks и специализированным программам. Для производственных работников проводятся обучения для повышения разряда и получения второй профессии.

А можно и вовсе совмещать две карьеры — инженера и спортсмена. Вот яркий пример Алексея Зверева. Он пришел на завод, получив диплом Ярославского политеха. Работая в компании, молодой инженер окончил магистратуру МГТУ имени Баумана по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы». Сейчас он является ведущим инженером-конструктором и одновременно пилотом спортивной команды «RM SPORT», которая выступает на ралли на квадроциклах собственного производства.

Еще одна история успешной реализации как профессионала и лидера — карьерный путь Дмитрия Щекотурова, выпускника РГАТУ имени Соловьева. В 33 года он стал главным технологом компании. Сейчас Дмитрий — кандидат технических наук, руководит крупными инвестпроектами по развитию производства: внедряет новое оборудование, технологии, проектирует цех механической обработки, а также входит в научно-технический совет ПИШ «Технологии двигателестроения» и сопровождает там один из проектов.

— «Русскую механику» я считаю уникальной компанией по своим карьерным возможностям, — говорит он. — Когда ты работаешь на крупном предприятии со сложной системой организации производства, ты ограничен огромным количеством стандартов и инструкций, тебе сложно проявиться. Твои личные и профессиональные качества «замываются». В маленькой компании, напротив, у тебя слишком много личной ответственности и задач, чтобы все их выполнять качественно. В компаниях среднего размера, таких как «РМ», четко отлажены все бизнес-процессы, и при этом есть поле для проявления личной инициативы. Кроме серийного производства, у нас огромный периметр проектной работы. Здесь ты постоянно развиваешься, расширяешь научно-технический кругозор, растишь свои компетенции в самых разных направлениях — от термопласт-автоматов и производства жгутов до роботизированной сварки. Это нелегко, но очень интересно, с точки зрения профессионального и личностного роста.

От футбола до «джи-пойнта»

Первым делом у работников «РМ», конечно же, снегоходы. Ну или квадроциклы. Однако и досуг никто не отменял. Оказывается, развлечения вне заводских проходных — это тоже забота предприятия.

— Сотрудников, особенно молодежь, интересует не только работа, но и досуговая деятельность. У нас есть своя волейбольная команда, причем очень успешная — наши ребята заняли первое место в Кубке весны Минпромторга. Есть и своя футбольная команда, и команда в интеллектуальной игре G-Point , которая также регулярно оказывается в числе призеров, — делится Анастасия.

«Русская механика» ведет борьбу за кадры

В течение года заводчане участвуют более чем в 40 мероприятиях: корпоративных, творческих мероприятиях, спартакиадах, городских и региональных молодежных слетах. Традиционно выезжают и на соревнования по внедорожному спорту — поддержать свою команду RM SPORT. Флаги, речевки, корпоративная одежда — все очень дружно и весело.

Но как эти яркие, активные выходные влияют на производство?

— Сформировав достойное ценностное предложение, сделав акцент на развитие корпоративной культуры, мы имеем результат: текучесть кадров у нас ниже, чем в целом по отрасли машиностроения, — отмечает директор по персоналу. — У нас очень стабильный коллектив, оптимальный сплав опыта и молодости. И конечно, мы ждем в наши ряды новую смену, ребят, разделяющих ценности нашей компании.

«Русская механика» ведет борьбу за кадры

Ещё новости RM