В одной упряжке: снегоходы РМ в гонке «Берингия-2022»
05Марта 2022
На Камчатке начался фестиваль «Берингия-2022». Главное его событие — гонка на собачьих упряжках. Участникам предстоит пройти тысячу километров в автономном режиме. Из сопровождения лишь команда проводников на снегоходах. Третий год подряд в нее входит журналист и амбассадор бренда «Русская механика» Дмитрий Кузьмин. Он рассказал, почему в этой гонке собаки больше, чем друзья человека, а снегоходы больше, чем техника.
— Дмитрий, для вас это будет третья экспедиция в качестве волонтера? Почему и чем вас привлекают эти гонки?
— Гонка проходит на Камчатке, а это прекрасный край, и мне всегда интересно там побывать, пообщаться с людьми. Удивительно, но эту же причину первой называют и местные жители. Люди живут в другом ритме, в другом окружении, и для них возможность общения очень ценна. Для меня как для профессионального журналиста важно еще и то, что техника там проверяется в реальных условиях. Короткий тест-драйв не дает такой исследовательской глубины, как полноценная многодневная экспедиция. В двух предыдущих гонках я тестировал «Vector 551». В этот раз хочу пощупать «Frontier 1000».
— В чем особенность «Берингии» с точки зрения организации и условий проведения?
— Особенность в том, что ты идешь в автономном режиме в течение всей гонки. Да, мы останавливаемся в опорных пунктах, но они далеки от привычного комфорта. Это может быть клуб, а может и улица. Это не развлечение, ты сам отвечаешь за свою жизнь. Ты находишься в отрыве от цивилизации в очень суровых условиях и полностью полагаешься на технику, прислушиваешься к двигателю, бережешь аппарат. Если на стоянке кто-то просит прокатиться на снегоходе, то я позволяю это очень неохотно. Потому что понимаю, впереди 500, 700, 1000 км, и мне еще нужно их пройти. И если что, то гайки придется крутить тоже мне. Ты решаешь все проблемы самостоятельно, ты живешь со снегоходом и почти спишь с ним в обнимку все это время.
— В чем заключается ваша задача в гонках? Что или кого вы перевозите и сопровождаете?
— Команда сопровождения на снегоходах отвечает за прокладку и разметку маршрута, перевозит судей, фотографов, медиков, запас топлива, грузы, личные вещи каюров. Если по каким-либо причинам собака сходит с дистанции, остаток пути она едет в санях. Обязательно есть снегоход, который замыкает гонку. Обычно используется от пяти до восьми снегоходов.
Снегоходчики выполняют еще и гуманитарную функцию – доставляют груз до отдаленных поселков. Есть в «Берингии» и культурно-просветительный элемент, передвижной музей или выставку так же транспортируют на снегоходах. Эту гонку на собачьих упряжках называют еще дикой гонкой, поэтому от команды сопровождения и ее командира зависит многое.
— Основные герои гонки – собаки?
— Собаки на Камчатке не для красоты. Они здесь работают. Они и спортсмены, и солдаты. Собаки всегда играли важную роль для местного населения. Камчатская ездовая порода использовалась для охоты, рыбалки, перевозки грузов, даже дети в школу на них добирались. Но в советское время порода была полностью истреблена. Однако традиции остались, свои методы воспитания и тренировок. Они могут показаться изнурительными, но в итоге всегда имеют свои причины. Например, опытный каюр никогда не сойдет с нарт в крутой подъем, чтобы помочь животным. Это не жестокость. Просто если он так сделает, то в следующий подъем они его уже не повезут. Управлять 12 своенравными и сильными собаками, которые больше похожи на прирученных волков, нужно уметь, поэтому я считаю каюров отчасти шаманами.
— Сколько километров в день проходят упряжки?
— Самый большой переход на моей памяти был 200 км. Сейчас отрезки ограничены 90–120 км. в день. Больше собакам тяжело. Правила гонок запрещают любое насилие: если собаки легли, то продолжить путь участник может только после того, как они встанут сами. Гонка идет по шахме. Так называют на Камчатке нашу буранку — след от снегохода.
— Были ли у вас экстремальные или какие-то нестандартные ситуации?
— Сама гонка — это уже нестандартная ситуация. Были случаи, когда нарты уходили под воду. Сцепка как-то у меня развалилась. Однажды перед Усть-Камчатском пришлось лезть в такой крутой подъем, что снегоходы не могли затащить нарты. Работали по принципу обратной тяги: чтобы нарты на тросах шли вверх, нам приходилось спускаться вниз. Проторчали тогда на этом подъеме часов 10, а всего провели в седле почти сутки.
— Как показал себя Vector 551 в двух предыдущих гонках?
— Я скажу так: в таких условиях ломаются все, независимо от бренда. Но в «RM Vector 551» я влюблен и буду защищать эту технику, как любую другую, которая меня не подвела. Были нюансы, проблемы с потреблением топлива, но они решались. Аппарат в общей сложности прошёл более 3 000 километров по Камчатке с тяжёлыми нартами и пассажиром, и показал себя жизнеспособным и комфортным.
— В этом году вы поедете на Frontier 1000. Что ждете от него?
— Мне интересно пощупать новую модель — «Frontier 1000». Проверить в экстремальных условиях, снегоход с «Frontier» создан для туристических вояжей. Плюс есть способность буксировать тяжелый груз. Технические отчеты буду выдавать прямо по ходу гонки.
— Где можно следить за вашим путешествием?
— Путешествие будет доступно в социальных сетях «Русской механики»:
Возможны перебои со связью, но в целом постараюсь делать видеоотчеты с маршрута раз в два дня. По результатам создадим итоговый ролик — дневник снегоходчика.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.