ПРЕССА О НАС

Телеканал «Север» о гонках на БУРАНАХ

Июнь 2016

20-е юбилейные гонки на «Буранах»

В юбилейный 20-й раз кросс на снегоходах на Кубок Героя Советского Союза, Героя России Артура Чилингарова собрал горожан и гостей Заполярной столицы. В нынешнем году любимый всеми праздник вернули на историческое место проведения — Качгортинскую курью. Именно здесь 12 апреля 1997 года прошли первые гонки на «Буранах». Рев моторов разбудил Нарьян-Мар ранним субботним утром. Регистрация участников и техосмотр снегоходов начались за три часа до открытия соревнований. Поболеть за гонщиков пришло свыше 3000 жителей региона.

«Буран» на ходу остановят

Первыми своих железных коней готовили к старту женщины. По традиции их заезд открывает гонки. Кстати, представительницы прекрасной половины жителей Ненецкого округа начали соревноваться в экстремальном спорте не 20 лет назад, а 18.

Первые два года снегоходные гонки считались исключительно мужской забавой. Но как только гендерное равенство было восстановлено, девушки не преминули воспользоваться возможностью и сразу включились в состязания. Хрупкие, но отважные гонщицы пролетают трассу лихо и стремительно, ничуть не уступая в мастерстве управления «Буранами» мужчинам.

И вот «Бураны» на старте, отмашку гонщицам дает Артур Чилингаров, и они, взлетев на своих «коней», вмиг скрываются из вида в пышных клубах снега — впереди три круга по два километра.

Женский заезд длился всего двадцать минут. И пусть на этот раз он не получился многочисленным, зато стал очень ярким и зрелищным. Зрители переживали за каждую из участниц и встречали их на финише как настоящих героинь — жаркими объятиями и теплыми поздравлениями.

Весь народ — на снегоход

Провожая взглядом стартовавших гонщиц, почетный гражданин Нарьян-Мара Ульяна Аполлоновна Истомина мечтательно вздохнула:

— Вот сбросить бы годков ...дцать и вместе с девчатами пройти дистанцию. Как было когда-то.

Впервые известный педагог участвовала в женских заездах на 70-м году жизни. Вспоминает, что «звездочкой» ветеранских заездов тогда называли Нину Николаевну Рочеву, для которой «Буран» был средством передвижения по деревням, по делам предпринимательским. Накатанные километры и обеспечивали ей успех на соревнованиях.

Ульяна Истомина даже в 85 остается примером для подражания: со снегоходом, с моторной лодкой «на ты», каждый день часа два гуляет со скандинавскими палками, ни мороз, ни метель не способны нарушить ее планы. Вот такие они, представители старшего поколения нашего округа.

— Надеюсь, снегоходная техника никогда не выйдет у северян из моды, и интерес к этим ярким состязаниям с годами не погаснет, — размышляет она.

Не чужда быстроходная заполярная машина и депутату окружного Собрания Александру Лутовинову. В соревнованиях он не участвует, но в населенные пункты округа предпочитает добираться не по воздуху, а своим ходом — на снегоходе, летом — на лодке. Говорит, что так правильнее, демократичнее. Когда депутат приезжает «как все», люди иначе его встречают. Это сближает.

Предметом своей гордости депутат считает первую поездку от ненецкой столицы до Шойны, когда все 380 километров по заснеженной трассе вел «Буран» с волокушей и по пути встречался с жителями Канино-Тиманья. Потом он еще не раз пройдет по этому и другим маршрутам, но тот навсегда остается главным, победным — над собой, над дорогой, обстоятельствами.

Почетному гостю праздника Тихону Ивановичу Сядейскому, до недавнего времени председателю окружного Совета ветеранов, председателю окрисполкома народных депутатов с 1970-го по 1985 год приходилось ездить в ненецкую глубинку и на «Буране», и на оленях, и даже на собачьих упряжках. Помощник депутата Государственной думы хорошо знает 20-летнюю историю соревнований на Кубок дважды Героя Артура Чилингарова. И как один из организаторов, и как участник.

— Начало этой традиции было положено 12 апреля 1997 года, когда в ненецкой столице под патронажем Артура Николаевича прошли первые массовые соревнования на снегоходах, — вспоминает Тихон Сядейский. — Трассу проложили вокруг Нарьян-Мара, надо было сделать шесть кругов, пройти в результате 50 километров. Стартовало около 90 гонщиков. Не скрою, были нестыковки, но мы видели небывалый интерес как со стороны участников, так и зрителей. Уверен, эти состязания потому прижились, что люди почувствовали внимание к себе, признание того, что в тундре снегоход — главный транспорт. Помню, тогда на снегоходе под номером 99 на старт вышел глава округа Владимир Бутов.

Владимира Яковлевича Бутова мы тоже встретили среди гостей 20-х юбилейных соревнований и попросили поделиться своими впечатлениями.

— Все замечательно! — дал оценку экс-губернатор. — А если об истории, то в связи с сегодняшним юбилеем хочу вспомнить имя человека, благодаря которому у нас в стране появились «Бураны». Это Павел Фёдорович Дерунов, директор Рыбинского НПО моторостроения, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, фронтовик, орденоносец. Это он уже в мирное время привез из Канады два экземпляра «Бурана». Именно под его руководством рыбинский завод стал массово производить снегоходы этой марки. Помню, в 1998 году наряду с нашими ребятами в гонках участвовали испытатели Рыбинского моторостроительного завода, спортсмены из Уфы. И каково же было их изумление, когда наши опередили их на трассе.

— В НАО живет исключительный народ, — сказали они тогда. — С незаурядной волей к победе. Мчаться быстрее ветра.

— Эти соревнования изначально задумывались как народные, — подчеркнул в своем интервью журналистам Артур Чилингаров. — С учетом того, что в тундре снегоход — самое надежное транспортное средство, для рыбаков, оленеводов, охотников, людей разных профессий и должностей.

По мнению почетного полярника, менять статус соревнований с регионального уровня на Всероссийский не стоит. Он должен оставаться праздником для жителей региона. А если гости приедут, им всегда будут рады.

— Когда мы начинали, то далеко вперед не заглядывали, хотя втайне надеялись на популярность соревнований, — вспоминал Герой Советского Союза и Герой России. — А сегодня я дал старт уже 20-м, юбилейным гонкам. Время пролетело незаметно, как быстрокрылый снегоход. А еще Артур Николаевич заметил, что 20 лет — это только начало пути, возраст юности.

Будет и пятидесятый, и сотый юбилей, — сказал уверенно. — Думаю, нарьян-марские гонки будут проводиться до тех пор, пока не растает лед в Арктике.

Под рокот снегодрома

На Качгортинской курье по-настоящему жарко: рев моторов, полные адреналина трюки и эмоции зрителей. Напряженная борьба между пилотами, многочисленные обгоны, эффектные повороты с наклонами почти на 65 градусов — есть на что посмотреть.

К заезду готовятся ветераны кросса — восемь отважных гонщиков.

Председатель окружного парламента Анатолий Мяндин принимает участие в гонках двадцатый раз, не пропустил ни одних соревнований.

— Можно сказать, участие в гонках на снегоходах стало для меня традицией. А традиции, как известно, нарушать нельзя, — говорит спикер. Помню, на первых соревнованиях гонщиков было намного больше. Но тогда и требования к участникам были проще. Не надо было проходить такой жесткий медицинский осмотр, и технические требования к снегоходу были другие. Сейчас более жесткие условия к прохождению и медосмотра, и техосмотра. Думаю, что это правильно — соревноваться должны здоровые люди на исправной технике. Чтобы такие праздники продолжались, на мой взгляд, необходимо развивать в округе, особенно на селе, технические кружки, чтобы дети и подростки не только учились управлять Бураном, но и получали технические навыки, знали основы безопасности. Надо прививать любовь к этому виду спорта. Тогда и массовость гонок будет выше, и спортивный дух крепче.

Тем временем гул двигателей нарастает. Первый поворот, и стальные кони кренятся на левый бок. Кажется, что в этот момент между гонщиком и землей считанные сантиметры. Борьба разгорается не на шутку, но тройка лидеров всех трех кругов заезда остается неизменной.

— Кросс на снегоходах, пожалуй, самый экстремальный и захватывающий вид зимних соревнований. Рисковая и бескомпромиссная борьба «Бурана» с «Бураном». Настоящий адреналин! — делится впечатлениями победитель.

Формула по-ненецки

Еще один взмах зеленым флажком, и снегоходы срываются с места. Старт финальному заезду в классе «Свободный» дает член Совета Федерации Вадим Тюльпанов.

— Пока участвую в гонках только в качестве гостя, возможно, в следующий раз и сам решусь выйти на старт, — признался сенатор. Это действительно хороший праздник, которого нет больше нигде в России.

И вот кульминация гонок. Главные победители на этот раз поменялись ступеньками пьедестала почета. Переходящий Кубок Артура Чилингарова вернулся Алексею Попову из деревни Макарово, чемпиону 2013 года. Дополнением к награде стал снегоход. Александр Коткин из деревни Андег, который два последних года удерживал главную награду гонок, в финальном заезде на «Буранах» пришел к финишу вторым. Его приз — снегоход «Буран 4Т». Третье место, а также снегоход «Буран» достались Дмитрию Ванюте из Нарьян-Мара.

В классе «Свободный» победу одержал Андрей Вокуев, на втором и третьем месте — Виталий Стремоусов и Валерий Ижемцев, ставшие обладателями снегохода «Тайга» и квадроцикла.

  

При выполнении скрипта возникла ошибка. Включить расширенный вывод ошибок можно в файле настроек .settings.php